matabuba (matabuba) wrote,
matabuba
matabuba

фрагмент разговора инженера и певицы


Приведённый отрывок касается темы мне интересной и актуальной для общества. Если найдётся день свободного времени обязательно потрачу его на подробный разбор.

Начало сумбурного диалога застряло где-то в дебрях интернета и вряд ли представляет ценность, некоторые пассажи туда ссылаются, ну да бог с ними



........
Певицца

>Проговорить можно очень простую вещь: наш народ, который тогда был >советским, в прошлом веке справился с двойным гнётом - с одной стороны, >лицом к лицу дрался с фашизмом, с другой стороны, на загривке у него висел >другой тоталитарный режим, не менее страшный. И этот народ - одновременно >победитель и жертва.
>
>Пока по этой теме не будет консенсуса и общество будет по-прежнему расколото >а) по проблемам историческим (дискуссия о Второй мировой - тому яркий >пример), б) по проблеме самоидентификации - наследуем ли мы советскому >тоталитаризму как безусловно положительному или всё-таки осуждаем его - до >этих пор свистопляска будет продолжаться хронически, время от времени >обостряясь, как сейчас. На такой зыбкой почве невозможно поставить фундамент >новых идей. Рану надо действительно сначала чистить, иначе не заживёт.
>
>На сем слезаю с броневичка - не хочу флудить у Александра в жж.
>Велкам ту зе прайвит зоун.



(далее разговор происходит в упомянутом зоун)

Инженер
Уже взросло новое поколение, треть населения, которому, что Сталин, что Людовик 11, что Чингисхан, - одинаково глубоко персонажи из телепередач. Какой свежести для них будет этот теоретический консенсус? Надо было разбираться с этими "Б" в начале 90-х. А теперь поздняк метаться. История. По крайней мере, для самоидентификации это вопрос не главный. Но про чистое место, на котором строить, конечно правильно.

Для чистого места приведу аналогию из игры Го: иногда игрок ставит свой камень нарочито в стороне от основного безнадёжного месива битвы.
Вроде бы скромный одинокий камень в стороне, а заставляет противника думать о стратегическом обходном манёвре, менять масштаб восприятия партии. И правильно. Масштаб действительно меняется.
Только надо избежать гигантомании: не обязательно же пытаться построить на новом месте обязательно пирамиду?)) Начать с чего-нибудь поскромнее - хижину за городом. Много хижин. Систему, сеть из хижин! Они-то и рассосут образовавшийся нездоровый нарыв.

Хижиной самоидентификации в случае нашего общества мог бы стать некий политический суррогат общины, понимаемой как группа людей не более 100 человек, которые объединены по политическому признаку, знают друг друга и обязаны взаимодействовать. Ведь очевидно, что рыхлая, анонимная структура избирательных округов не позволяет им выполнять свою основную функцию - делегировать политическую волю индивида и контролировать исполнение её депутатом! Для этого округ с десятью или ста тысячами жителей слишком велик! Никакой ответственности. Депутатское звание за отсутствием эффективной обратной связи уже давно стало скорее синекурой, чем инструментом власти народа. В зазоре же обычно поселяются разного рода паразиты.Sic, что называется.
Надо порочную практику менять.

С тех пор, как исчез род, исчезла соседская община, выполнявшие первичные политические функции, их заменили подобия в экономическом, бытовом, культурном, религиозном и т.д. смысле. Но какое касательство имеют работа, школа, церковь, детский сад и тюрьма к выражению политической воли индивида? Никакой. Они не несут политических функций, политическая воля каждого отдельного человека, таким образом провисла и никуда не применяется, что создаёт человеку где-то и психологические проблемы. Он чувствует свою непричастность и отчуждённость. Не наших ли ли широт эта картина? Наших.

Так чего проще? Берём и создаём эти проклятые центурии! По какому угодно признаку. Хоть по соседскому, хоть вообще по жребию! Важно только то, чтобы общество было на этом специфическом для вида уровне структурировано.

Посмотрите на уважаемых соседей: кварталы и деревни у восточных народов, гальские виллы, американские городки - везде есть этот тип организации, а у нас - нет!

Считаю, что в этом и есть огромный ресурс нашего общества. Об этом можно и нужно говорить, к этому стремиться. Причем, совершенно не пересекаясь с текущими проблемами и дискурсами!

Для начала, такие группы могли бы заняться более очевидным, например, - потребительской кооперацией. Тема почему-то непаханая в нашем капиталистическом обществе, но которая, возможно, сильно могла бы подвинуть коммерсантов ближе к народу, поскольку 100 человек - это серьёзное плечо для страгивания механизма конкуренции. А там и до политического волеизъявления недалеко.


Я тоже слезаю с броневичка, тем более, что солнце над здешней частью империи слегка зашло, полчетвёртого ночи.

С уважением,
Пиииии(запикано цензурой)


Певицца
> Пиииии (запикано цензурой), 
> спасибо, что написали. 
> Про двадцатилетних - да, согласна. Сталин для них уже почти что Рамзес. Закавыка только в том, что это поколение пока что ничего не решает - они придут как раз на то, что наше поколение им оставит. 
> "Наших" им оставим, упоённых собственной значительностью? 

> Именно нам надо бы сейчас с этим разбираться. В 90-е это правда было бы проще - но если это не было сделано тогда, это не значит, что этого не надо делать вовсе! 
> Меня пугает тренд ностальгии по совку, нарастания советских симптомов в политике, в экономике. 
> Хотя бы для того, чтобы этому противостоять - надо разбираться с самоидентификацией. 

> Центурии Ваши прекрасны. (А кибуцы израильские - это не то же самое? Я там не была, но всё, что об этом читала, похоже на то, о чём Вы говорите) 
> Я сама бы жила в такой. 

> А как их строить? Вы как думаете, это реально? 

> Спасибо за разговор, не сердитесь, что не ответила сразу. 

> Пии (запикано цензурой). 




Инженер
Да, наверное кибуцы - из последних опытов человечества произвольного политического и экономического творчества, ну может ещё какой Ауровиль, но он не в счёт, поскольку капиталистически переродился и потерял связь с идеями. 

А широкомасштабный принцип создания в обществе параллельной политической структуры был в Афинах, однако 6 век до н.э. Клисфена реформы. Создание однородной избирательной структуры параллельно родовым организациям, постепенное уничтожение племенного влияния. Нет. это не совсем про нас. 
И масштабы? Подходит ли он для наших масштабов? Фиг знает. 
Я слышал, что социологи выделяют некую единицу самоорганизации именно российского общества - "кластер". Что-то типа дружеско-бывшеколлегское-одноклассносемейственно-рюмкочаечное, которое помогает выживать в кризисы. Оценивается в 20-40 особей, состав непостоянный, неформальные лидеры. Временные экономические связи. Социальная сеть. 
Вот. Извлечь эту структуру наружу и узаконить. Укрупнить, может быть. 

Какой механизм? 

Два варианта: силовой закон. Сверху, благо провести любой закон сейчас не проблема. 
"нука быро выяснили к вечеру как зовут соседей, подружились, выбрали неформального лидера и убрали придомовую территорию" (иначе наказание) - один вариант. 
(иначе скидки) - другой вариант (или как я уже говорил - полупринудительная потребительская кооперация, от оптовых закупок продуктов питания хуже точно никому не становилось же? особенно в бедных слоях. Это уже полюбому защита и против торговых сетей и, шире, против любых клановых рыночных отношений. Тут главное не пытаться укрупнять, а то менеджеры, выборные или нанятые, опять оторвутся от народа и откроют на излишки собственный "тарговии сэт") 
(Политически могут иметь одного представителя со 100 голосами) Неплохо. Явка всей сотни в одном лице - обеспечена. Договорятся и хоть один за всех, но проголосует. А как голосовала отдельная центурия надо публиковать (да, да, непрямая избирательная система! но лучше, чем по факту - никакая!) Голосующий представитель имеет ответственность перед не совсем чужими людьми. 

Добровольный вариант: собрались всем кластером, зарегистрировались и.. что? 
(например, снизили себе налоги?) - раз. Да, законному члену кластера - уполовинить все гос сборы. Неплохо, ящетаю. 
(поимели возможность взаимного представительства в госорганах) - да, появилась ответственность госорганов перед компактной и мобильной группой граждан. 
Если задеты интересы интересы членов сразу нескольких групп - опа! Появляется плечо, припёрлись, к примеру, на суд сразу все группы, человек 500 на 5 обиженных! (что-то подобное наблюдается в инкорпорированных в российское общество недоразложившихся родовых группах людей с гор, кажется очень эффективно!Супротив нашего рыхлого, интеллигентского, вон они какие огурчики!) 

А гляньте: вокруг гражданина Морозова в кафе собирается тусовка канта испить. Подкинуть им мысль, пусть пообсуждают.. Придумают умный термин)) 


Что касается до идеализации совка.. Мне скоро 37 лет, я хватанул и комсомола и всякого такого, но почти ничего не помню вне личных переживаний. Обобщенно мои воспоминания о строе можно назвать так: "черезчур много конформизма". И в этом смысле сейчас примерно то же. Только другие острые углы. Но кажется это просто свойство большой массы разобщенных людей, они закукливаются, боятся. Вылазит разного рода пена. 
И официальная бравурная тягомотина конечно не радует, но ставить фишку в стороне не мешает. Личная-то свобода у нас есть?! 

Так выпьем же)) 
 



 
Tags: Анализы, Диалоги, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments