matabuba (matabuba) wrote,
matabuba
matabuba

Словоблудие об электронных учебниках для сестры

Тут неожиданно выяснилось, что учебника про электронные учебники найти не представляется возможным! Для тётьсестры по-быстрому напишу, что я об этом думаю, пока не забыл.

***

Некоторые профессора, преподающие философию аспирантам в некоторых технических ВУЗах, любят поговорить, что овладение любой специальной дисциплиной это овладение её специфическим языком. Я склонен согласиться, добавив сюда лишь ещё немного логики и технологии/методологии, к языку не сводимым. Учебник же по любой области знания является ярким примером, который эту точку зрения должен доказывать.

Раньше писали учебники, опираясь на интуицию и экспертный опыт, а нынче к ним прибавились могучие средства: семантический, частотный, разный другой анализ и относительно новое, но самое прорывное изобретение - гипертекст. (Философы, лингвисты и военные приписывают его себе, но всякий честный человек сначала скажет спасибо инженеграм)))

Некоторые фантазёры строят планы создать семантическую сеть пластичного человеческого языка как целого, но эти пока бесплодные попытки приносят и вполне годные промежуточные результаты.
С этой точки зрения любой учебник, любой язык, любая область знания - это просто непротиворечивая семантическая сеть. А если её технически оснастить гипертекстом - вуаля: электронный учебник!

Собственно, электронный учебник мало чем отличается от интернета.
Только одна закавыка необходима для сходимости такого документа: возможные значения единиц конкретного языка должны быть конвенциально ограничены, иначе время написания законченного в смысле наличия всех необходимых линков документа приблизится к бесконечности, а по объёму его разнесёт до Википедии.

В зависимости от инструментальной среды читателя ждут более или менее развитые дополнительные удобства электронного учебника: всякие подсказки, пометки, поиск, статистика, фильтры и т.п.
УПД из каментов: проверочные задания и тесты проверки усваиваемости.

Написание электронного документа тоже имеет свои плюсы, как технологического, так и методологического происхождения. О них расскажем позже.


Дополнительные тезисы
Смена подхода к написанию учебника: от ориентации на технологию к ориентации на восприятие.
Честно говоря, вся эта брошюровка, форматы бумаги, разрешение машин и ограничения цветопередачи смотрятся чудовищным анахронизмом. Как бы это ни было обидно издателям, задача авторов учебника - учесть особенности восприятия аудитории, а не бороться с бессмысленным наследием И.Гутенберга. 

Времена, когда технология издания влияла на содержание - прошли.
Tags: Анализы, Антропология, Нанотехнологии, Новости Федерального Университета, Словоблудие, Теория всего, Что вижу то и пою, Юмор, Языки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments